Полотна одного из самых значимых русских художников XIX века можно увидеть с 6 октября 2018 года по 17 февраля 2019 года в здании Инженерного корпуса Третьяковской галереи в Москве (Лаврушинский переулок, 12).
Полотна для этой выставки предоставили музеи России, стран СНГ и частные коллекционеры - всего 180 произведений.
О творчестве Архипа Куинджи:
Творчество Архипа Ивановича Куинджи (1842–1910) заняло особенное место в русской живописи XIX века. Его по праву считают создателем нового типа романтического пейзажа, который реалистично изображает мир сквозь призму творческой личности художника таким, каков он есть.
Будущий художник родился в бедной семье, рано осиротел. Будучи ребенком, он жадно стремился к рисованию. Стена, обрывки бумаги, забор, песчаный берег - он использовал всё, что было ему доступно. Родственники, которые взяли осиротевшего мальчика, заметили это, и по совету друга семьи отправили Куинджи в ученики к Айвазовскому. Однако, тот не разглядел в нем таланта и поручил ему выкрасить забор, выполнять мелкие поручения и толочь краски. Как раз в то время у Айвазовского гостил родственник, он дал юному Куинджи несколько уроков.
Вернувшись от Айвазовского, Куинджи устраивается в фотомастерскую, и работает ретушером. Спустя 5 лет 24-летний Куинджи уехал в Санкт-Петербург, и там дважды безуспешно пытался поступить в Академию художеств.
Лишь третья попытка оказалась удачной - приемная комиссия рассмотрела его первое полотно «Татарская сакля в Крыму».
К сожалению, эта картина не сохранилась, но известно, что в ней прослеживалось влияние творчества Айвазовского. Так как этого было недостаточно для получения диплома, он получил разрешение Академического совета сдать экзамены и стал вольнослушателем, но последствии так и не окончил Академию.
Именно тогда он знакомится с художниками-передвижниками, особенно сближается с И. Е. Репиным и И. Н. Крамским.
Под влиянием их идей реалистичного изображения действительности он пишет несколько работ, одна из которых – «Осеняя распутица» – принесла ему звание художника.
70-е годы XIX столетия – время расцвета Архипа Ивановича Куинджи. Именно в этот период художник создал такие полотна, как «На острове Валааме», «Ладожское озеро», «Снег», «Украинская ночь», которые активно экспонировались.
Публика охотно посещала его выставки, критики превозносили талант художника передавать свет в картинах.
Куинджи был первым, кто использовал затемненные залы и электрический луч, направляя его на картину – это давало поразительный эффект.
Напряженная работа в течение 10 лет повлияла на художника. Так, когда он выставил очередную картину «Днепр утром», ее приняли очень холодно. Куинджи тяжело перенес такую реакцию публики и критиков и перестал выставлять свои полотна, а вскоре порвал и с передвижниками. Это стало началом двадцатилетнего этапа затворничества.
Однако, именно в тот период Куинджи ведет активную деятельность – художник преподает в Академии, напряженно работает – однако свои работы совсем не выставляет.
Точная причина этого продолжительного "затворничества" не известна. По разным версиям: это мог быть и кризис в творчестве, и изнурительные поиски себя, своей манеры письма. Но именно тогда Куинджи создал порядка 500 эскизов, и сейчас они оцениваются как законченные работы и образцы русского импрессионизма.
В начале XX века художник прерывает свое «молчание», выставляет несколько своих прежде неизвестных работ и снова получает известность и признание критиков.
Очень активно Куинджи провел свои последние годы жизни: он занимался благотворительностью, финансировал обучение молодых одаренных художников, создал свой собственный фонд и учредил стипендии, также много преподавал и часто выезжал на пленэры.
Летом 1910 года в Крыму художник заболел воспалением легких и умер в самом расцвете своего творческого признания, известности и благополучия.
Ознакомиться с выставкой можно самостоятельно или в составе организованной группы.
Обзорные экскурсии для группы из индивидуальных посетителей проводятся каждый четверг, в 19.30.
Для заказа экскурсии необходимо обращаться в экскурсионное бюро Третьяковской галереи (главный корпус, Лаврушинский переулок, 10).
Чтобы более подробно ознакомиться с экспозицией, можно скачать буклет
Обратите внимание, что посещение выставки организовано по сеансам.
Рекомендуется приобретать билеты онлайн по ссылке >
Стоимость выставки 250-500 рублей.
Льготные категории граждан могут посетить выставку бесплатно.
Аудиогид можно взять напрокат за 350 рублей (доступные языки: русский, английский) выдаются на проходной Инженерного корпуса или прослушать онлайн >
Обратите внимание, что для проката аудиогида необходим залог в размере 2000 рублей или документ, удостоверяющий личность, кроме паспорта).
Для детей аудиогид с квестом предоставляется бесплатно.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей о скидках.